будова та ремонт тепловоза
Тема:
Шатуни дизеля тепловоза
Шатун передаёт усилие от поршня на кривошип коленчатого вала и вместе с ним преобразует возвратно – поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Шатунный механизм (рис.35) состоит из главного 1 и прицепного 11 шатунов. Для повышения усталостной прочности поверхности шатунов и крышки подвергаются дробенаклёпу.
Шатуны соединены между собой пальцем 12, который устанавливается во втулке 13, запрессованной в проушине главного шатуна. Прицепной шатун крепится к пальцу 12 двумя болтами 10, которые стопорятся шайбами.
В верхние головки обоих шатунов запрессованы стальные втулки 7, залитые свинцовистой бронзой. Для подачи масла к поршневому пальцу в средней части каждой втулки имеется канал с двумя отверстиями. Нижняя головка главного шатуна имеет съемную крышку 15, которая крепится к стержню четырьмя болтами 14.
Рис. 35 – Шатунно-поршневая группа
1 – главный шатун; 2 – поршень; 3 – пружина; 4 – стакан; 5 – маслосъемное
кольцо с экспандером; 6 – тронк; 7 – втулка верхней головки шатуна; 8 – палец; 9 – стопорное кольцо; 10 – болт прицепного шатуна; 11 – прицепной шатун; 12 – палец прицепного шатуна; 13 – втулка-подшипник; 14 – шатунные болты; 15 – крышка; 16 – вкладыши; а, в, г, д, е – каналы, б – полость охлаждения, ж – отверстие под штифт; з – зубчатый стык.
Стык нижней головки и крышки 15 имеет зубцы треугольной формы, препятствующие поперечному смещению крышки. В нижнюю головку главного шатуна установлены верхний и нижний 16 стальные тонкостенные вкладыши, залитые свинцовистой бронзой. На свинцовистую бронзу нанесено гальваническое покрытие из сплава олова, свинца и меди.
Вкладыши устанавливаются с натягом, положение каждого из них фиксируется штифтами. Значение натяга вкладыша, измеренного в специальном приспособлении, выбито цифрами на торце вкладыша. Верхний и нижний вкладыши не взаимозаменяемы. В нижнем вкладыше, в отличие от верхнего, имеется канавка с отверстиями для перетока масла.
Шатунный подшипник смазывается и охлаждается маслом, поступающим из коренных подшипников через каналы коленчатого вала.
Рис. 36 – Шатунный механизм
1 – главный шатун; 10 – болт прицепного шатуна; 11 – прицепной шатун; 12 – палец прицепного шатуна.
По отверстиям в нижнем вкладыше и по каналу д в крышке 15 масло перетекает в канал нижней головки шатуна и по втулке, уплотненной кольцом, в канал стержня главного шатуна. Далее часть масла поступает в продольный канал в стержне главного шатуна к втулке 7. Другая часть масла идет к втулке 13 и через канал е в пальце 12 по продольному каналу г в стержне прицепного шатуна 11 к втулке 7. Из втулки 7 через отверстия в верхних головках шатунов масло поступает на охлаждение поршней.
Вкладыши имеют толщину
Викладач Шеховцов Микола Васильович
Питання і завдання присилати на вайбер 0669797045